Описание
ГОРОДКИ - старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю, как часть национальной культуры.
Считалось, что городки - игра простого народа, но история свидетельствует, что в городки с увлечением играли Пётр 1 и генералиссимус А.В. Суворов, В.И. Ульянов(Ленин) и И.В. Сталин, М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них - академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.
КЛЁК — младшая сестра городков. Прежде всего чертится город — квадрат со сторонами сантиметров по пятьдесят. Сделав шаг-два от черты города, проводят черту полугорода, еще шаг-два — полукон, потом — коновая черта.
Играющих может быть сколько угодно, но лучше, чтобы не замучить водящего, ограничиться десятком человек.
Водящий определяется бросанием бит с ноги. Кто бросит ближе — тому водить.
В центре квадрата-города устанавливают рюху-городок (иначе — клёк). Бить по клёку начинают с коновой черты. Удар — и клёк со свистом улетает. Водящий стремится схватить клёк и установить его на прежнее место. Пробившему нужно добежать до биты (у каждого бита своя, и улетает она тоже далеко) и, опередив водящего, ткнуть битой в город и крикнуть: «Клёк!» Тогда этот игрок получает право бить с полукона (естественно, лишь после того, как пробьют все игроки с кона).
Может случиться, что игрок пробил, но промазал по клёку. Ничего страшного. Он остается за коновой чертой и ждет, пока кто-либо окажется более удачливым и собьет клёк. (Кстати, если клёк не улетит, а окажется в пределах города, то игрок, сделавший плохой удар, становится водящим.)
А бывает и другая ситуация — все пробили, а клёк стоит себе в городе. В таком случае водящий идет к битам, начинает с самой дальней и пытается сбить клёк с места, где лежат биты. Чьей битой собьет — тому водить. Правда, такая ситуация возникает очень редко. Как правило, кто-нибудь да сбивает клёк, опережая водящего, добегает до биты и, схватив ее, успевает «за-клёкаться» в городе.
Такие умельцы выручают менее расторопных игроков, сбивая клёк с полукона, потом с полугорода (а ведь это все ближе и ближе к городу!). Самое печальное для водящего, когда такой мастер начинает бить с черты города: тут уж биту бросать не надо. Размахнулся, стукнул по клёку — и он летит далеко-далеко... На радость промахнувшимся, которые конечно же все успевают добежать до своих бит и «заклёкаться». Спасает водящего одно обстоятельство: пробив с черты города, игрок зарабатывает очко (оно в будущем дает возможность повторить удар при промахе) и возвращается на коновую черту.
Есть в клёке и такое справедливое правило: если ты дошел до черты полукона или даже до черты города, но промазал при ударе, дожидайся выручки, а после бить тебе предстоит опять с дальней коновой черты.
И еще. Расстояние от кона до города может быть самым разным, тут все зависит от играющих.